Навагинский железнодорожный тоннель
Наименование объекта: Реконструкция Навагинского тоннеля на участке Армавир-Туапсе СКжд.
Заказчик: ДКРС ОАО “РЖД"
Генпроектировщик: ООО ПИИ “Бамтоннельпроект"
Подрядчик: ОАО “Бамтоннельстрой".
Навагинский железнодорожный тоннель располагается на линии Армавир-Туапсе между железнодорожными станциями Навагинская и Пшиш. Максимальная глубина заложения 191м. Тоннель был построен в 1910-1914 гг. при строительстве линии Армавир-Туапсе на 1834 км перегона Навагинская-Пшиш по габариту приближения строений 1-С и под один путь колеи 1524 мм. Обищая длина тоннеля составляла 1095,8 м. Тоннель электрифицирован. В период с 1930 по 1974 год производились неоднократные выборочные ремонты постоянной обделки тоннеля. Обделка тоннеля находилась в критическом состоянии: высокая обводненность тоннеля, внутреннее очертание не удовлетворяло габариту приближения строения “С” и не обеспечивает пропуска грузов всех степеней негабаритности.
Заказчиком - ДКРС ОАО "РЖД" - был выбран вариант проекта со строительством нового тоннеля и нового участка железной дороги от Южной горловины станции "Навагинская” со строительством нового моста параллельно существующему через р. Пшиш в 30-40 метрах выше по течению. Длина построенного тоннеля составляет 1140 м, в том числе участок открытого способа работ 32 п.м, полная длина участка реконструируемой линии составляет 1690 м. при трассировании применены кривые в плане R = 300 м; реконструкция осуществлялась без перерыва в движении поездов.
Проходка велась с двух порталов с использованием комбайнов Mitsui и Alpine miner АМ-75. Параллельно проходке нижней части тоннеля велись работы по сооружению постоянной железобетонной обделки с одновременным сооружением людских ниш и путевых камер.
В 2008 году были закончены работы по проходке тоннеля и 21 октября состоялись торжественные мероприятия по случаю сдачи нового Навагинского железнодорожного тоннеля.